Битва века: Кейнс против Хайека раунд 2
INTRO: Джон Мейнард Кейнс. Ф. A. Хайек Раунд 2. Раунд 2.0. Те же экономисты. Те же убеждения. Новые микрофоны. Новые усы. Начинаем. Начинаем. Вперёд!
Kейнс:
Мы здесь. Салют. Глубокая рецессия. Благодаря мне. Как видите. Мы не в депрессии. Восстановление. Судьба. Если следуете моему уроку. Больше Кейнса. Тут я выхожу. Выстраивайтесь на шествие.
Хайек:
Мы достали свои лопаты и мы всё ещё в канаве. И всё ещё копаем. Разве вы думаете, что настало время завязывать с опохмелом? Друган, вечеринка закончилась, «длительный период»* начался, пора протрезветь.
Kейнс:
Ты шутишь? Моё лекарство работает великолепно. Взгляни. Рецессия закончилась в ’09. Я заслуживаю доверия. Всё могло быть хуже. Все оценки подтверждают это. Я дам точные ссылки.
Хайек:
«Эконометрики» - они вечно такие праведные. Интересно, они занимаются настоящей наукой или подтверждением собственных предубеждений? Их кейнсианские модели чисты и точны. Но тот их подход сверху вниз – это фатальное зазнайство.
Припев:
Какой путь нам выбрать?
Снизу вверх или сверху вниз?
…бой продолжается…
Кейнс и Хайек – раунд 2.
Время помериться силой..
Больше сверху или снизу
..Давайте послушаем, как великие
Кейнс и Хайек ниспровергают друг друга
Kейнс:
Мы могли бы сделать лучше, если бы только тратили больше. Очень плохо, это «только» понимаешь тогда, когда уже идет мировая война. Можете обвинять в статистике и рецессии кого хотите. Вы отрицаете, что та мировая война сократила депрессию?
ХАЙЕК:
Ого. Одна точка на графике и ты прыгаешь от радости. В прошлый раз я проверял, войны только разрушают. Нет мультипликаторов. Потребление как раз упало , т.к. мы использовали скудные ресурсы для каждого нового танка. Не вполне правильно называть это процветанием. Порция мяса. Порция масла. Жизнь в аскетизме. Когда эти траты на войну кончились, твои друзья закричали о катастрофе. Тем не менее экономика процветала и росла быстрее.
KЕЙНС:
Ты тоже только видишь то, что ты хочешь видеть. Расходы на войну, конечно, повысили ВВП. Безработица кончилась, почти до нуля. Вот почему Я хозяин. Вот почему это я герой.
ХАЙЕК:
Обеспечение занятости – это нехитрое умение, когда война и есть наброски. Если каждый рабочий будет взят в армию и флот, будет полная занятость и нечего поесть.
Припев
ХАЙЕК:
Профессии – это только средство, а не цель сама по себе. Люди работают, чтобы жить лучше, положить еду на полки. Настоящий рост – это производство того, что нужно людям. Это предпринимательство, а не твой центральный план.
KЕЙНС:
Моё решение простое и лего выполнимое. Именно расходы имеют значение. Зачем весть этот скандал? Деньги утекают через эти трубы и шлюзы, воскрешая соки экономики. Это просто как двигатель, который заглох и почернел. Чтобы его вернуть к жизни нам нужна быстрая искра. Расходы – это живая кровь, которая даёт потоку течь. Куда он течёт – неважно, просто пусть траты идут.
ХАЙЕК:
Ты понимаешь затишье в некоторых секторах как общий излишек. Но некоторые секторы здоровы, только несколько в яме. Таким образом, расходы несвободны – это суть вопроса. Слишком много тратится впустую по мере того, как твои дружки толстеют.
Экономика – это не автомобиль. Нету двигателя, который может заглохнуть. Нет специалистов, которые могут его починить. Собственно, чинить-то нечего, экономика – это мы. Откажитесь от кривотолков, экономика органична.
Припев
KЕЙНС:
Ну так что бы ты сделал, чтобы помочь тем безработным? Кажется, это тот вопрос, который ты избегаешь. Когда мы в сумятице, не просишь ли ты нас просто ждать, ничего не делая, пока рынки не устаканятся?
ХАЙЕК:
Я не хочу бездействовать, есть куча дел. Вопрос, над которым я размышляю, - это кто для кого планирует. Должен ли я планировать для себя или предоставить это тебе? Я хочу, чтобы планировали многие, а не несколько. Давайте не будем повторять то, что породило наши проблемы. Я хочу реальный рост, а не череду пузырей. Перестаньте вываривать неудачников, дайте ценам работать. Если мы не будем пытаться направлять их, они не будут беситься.
KЕЙНС:
Да ты чё, прикалываешься? Разве колебания на Wall Street не ставят под сомнение твоё представление о мировой саморегуляции? Ты должен даже допустить, что тот урок, что мы получили, нуждается в пересмотре, либо иначе мы сгорим.
ХАЙЕК:
Пересмотре? Правительство давно было в кровати с этими исполнителями из Wall Street и компаниями, которые они доили. Капитализм – это о прибыли и убытке. Ты выручаешь проигравших, нет дела до цены. Урок, который я уяснил – это то, как мало мы знаем. Мир сложный, это не своего рода круговорот. Экономика – это не класс, который ты обучаешь в школе. Думать иначе – это это видимость знания.
Припев
KЕЙНС:
Ты садись на своего высокого коня и иди на гонки. Я смотрю на мир через факты. Когда люди страдают, я засучиваю рукава и делаю всё, что могу, чтобы вылечить нашу болезнь. Будущее неясно, наши прогнозы хрупки. Вот почему свободные рынки так подвержены сбоям.
В неустойчивом мире нам нужно больше благоразумия, чтобы вмешательство государства могло противостоять депрессии.
ХАЙЕК:
Люди – не шахматные фигуры, которые ты двигаешь по доске по своей прихоти. Их мечты и желания проигнорированы. Через политические стимулы благоразумие – это шутка.. Those dials are twisting – только зеркала и дым. Нам нужны жёсткие правила и действительные рыночные цены, чтобы процветание возникло и обрезало кризис. Дай нам шанс, чтобы мы нашли самые найти ценные способы служить друг другу.
Припев
перевод песни: Катя Катюшка